Загадка лития в космосе

Литий известен много веков, однако, его история — это загадка, ответ на которую ученые ищут долгое время.

«Проблема первичного лития» была сформулирована 20 лет назад. После Большого взрыва почти весь образованный литий исчез. В то же время в современной Вселенной его в 4 раза больше, чем могло появиться в первые секунды существования макрокосмоса.

Ученые рассматривали ряд гипотез по данной проблеме, но в середине 90-х годов астрофизики впервые выдвинули идею о том, что источником лития в современной Вселенной могут быть звездные вспышки, которые еще называются новыми. Они не приводят к смерти звезд в отличие от сверхновых. Эти взрывы умеренной интенсивности развиваются в результате термоядерных реакций на компактных звездах, которые также называют белыми карликами.

И вот в 2015 году астрофизики обнаружили бериллий в составе одной из новых звезд. Это — ключевой момент, ведь соединения бериллия распадаются на литий. В 2016 году открыли еще 2 белых карлика, которые производят литий в огромных количествах. Сейчас считается, 80% вторичного лития могло быть синтезировано именно таким способом.  Это предварительные цифры, поэтому астрономы планируют исследовать больше новых звезд и получить более значительные данные для анализа. И, конечно, разгадка «проблемы первичного лития» еще впереди.